От мобильного приложения на коленке до 33 млн доставок: как мы в Dostavista за 10 лет построили независимый IT-сервис
Ваше решение по экспресс-доставке для бизнеса под ключ
Вступление
Ручная работа
Зато в 2013 году мы стали вывозить уже не 10, а 100 доставок в день.
Нашими клиентами тогда были физические лица и владельцы малого бизнеса — небольших интернет-магазинов, домашних кондитерских и других. Часть предпринимателей заказывали доставку как физлица — на сайте или в приложении. После шестой или десятой доставки в неделю каких-нибудь компьютерных мышей из одной точки мы стали понимать, что перед нами не Иван Иванович Иванов, а интернет-магазин комплектующих. Доля «обычных» заказов была внушительной, но нерегулярной. Подарить цветы, передать вещь, отправить документы нужно пару раз в год. Бизнес — другое дело.
Вперёд — к алгоритмам!
в 4-5 раз. И в 2015 году стали обрабатывать 2000 доставок в день. Уже тогда было понятно, что у нас хорошие клиентские когорты, не разовые, а постоянные истории. Мы стали разбираться в поведении клиентов, причинах ухода и времени жизни. Есть фирмы, которые до сих пор заказывают у нас доставку — с 2012 года!
Конкуренты у нас тоже были, но многие не выдерживали и закрывались спустя полгода.
Мы буквально объясняли выгоду срочной доставки на пальцах.
Не все предприниматели верили, что покупатель готов заплатить больше за доставку сегодня. Поэтому вопрос со срочной доставкой решался у них либо никак, либо с помощью других сотрудников. Было нормальным попросить менеджера или секретаря отвезти документы или заказ после работы, договориться с таксистом.
В какой-то момент появилась идея выдать курьерам фискальные регистраторы, чтобы каждый мог выдавать кассовые чеки, но от неё вскоре отказались. И придумали новую услугу — выкуп. Курьер приезжает в магазин, выкупает нужный товар за свои деньги и доставляет получателю. Всё гениальное — просто.Чтобы выйти на рынок малого и среднего бизнеса, нужно масштабироваться, иметь достаточное количество курьеров и автоматизированные процессы. В том числе уйти от ручного одобрения курьеров и регистрации клиентов и начать работать с алгоритмами. Решить эту задачу помог Дмитрий Зубков, который пришёл в 2014 году на должность генерального директора.
Доступ к большим клиентам
Правда, кажется, я ещё хороший бета-тестер, потому что на мне сломалось всё, что могло сломаться. Ребята сразу всё починили, но с тех пор думаю, что нет лучше способа понять наш продукт, чем пройти весь путь как курьер и клиент.
В 2019 году Татьяна стала генеральным директором компании, а Дмитрий — сооснователем и CEO Dostavista.
О дивный новый мир
Dostavista к 2022 году
Рынок доставки внутри дня продолжает расти, в этом нам помогают конкуренты — обучают аудиторию. Мы планируем и дальше развивать доставку последней мили, при этом фокус будет смещаться в сторону гиперлокальной доставки в районе.
У логистов есть такая шутка: «У человека есть рождение и смерть, а всё что между — это логистика». Это огромный рынок, а последняя миля — наверное, самый дорогостоящий и плохо оптимизированный сегмент. Поэтому мы выбрали эту нишу. Здесь есть большое пространство для оптимизации затрат, в том числе с помощью технологий. И чем больше люди привыкают к быстрой доставке, тем лучше для нас.
Заказать курьера и получить дополнительные услуги вы можете на сайте или в мобильном приложении Dostavista — для iOS и Android