Ваш бизнес - это Apple или IKEA?

Коха. Прочитайте до конца, пройдите тест по ссылке внизу, и вы однозначно пересмотрите стратегию вашего бизнеса. Или, что более вероятно, стратегия у вас появится. Не важно: продаёте вы тортики в Instagram или управляете крупным интернет-магазином, — вам будет полезно.
Самые успешные, быстрорастущие и устойчивые бизнесы часто применяют одну из двух стратегий: price simplification или proposition simplification.
Чтобы добиться низкой цены не жертвуя качеством, IKEA ввела ряд всем известных ограничений и мало кому известных дизайн-решений:
- Все магазины находятся за чертой города.
- Покупатели сами забирают товары со склада, сами их собирают и сами доставляют.
- IKEA создает дизайн товаров и упаковки, который позволяет минимизировать стоимость доставки до магазинов. Так например, их самые популярные кружки должны плотно помещаться одна в другую.
У McDonald's, IKEA, авиакомпании «Победа» и других упростителей цены существует негласный договор с клиентами. Клиенты берут на себя часть функций, которые обычно выполняет компания, в обмен на низкие цены.
В идеальной имплементации стратегии урезания цены клиентам предлагаются различные полезные, но дешёвые плюшки. Всё та же IKEA в своих магазинах предлагает бесплатно присмотреть за детьми в собственном детском развлекательном центре. В пересчёте на клиента эта услуга стоит копейки.
Очень важное условие стратегии понижения цены — это ни в коем случае не жертвовать качеством основного продукта. Все товары в магазинах IKEA, как и бургеры в McDonald's, всегда одинаково высокого качества. Добиваться экономии необходимо за счёт оптимизации процессов, производства и наложения правильных ограничений на условия ведения бизнеса.
Лучше всего это правило символизирует история о том, как Рей Крок добивался неизменно высокого качества картошки фри во всех заведениях сети. Открыв первый McDonald's за пределами Калифорнии он недоумевал: почему в разных ресторанах при идентичных с виду процессах получается разная по вкусу картошка. Оказалось, что на качество и вкус приготовленной картошки фри очень сильно влияет влажность в помещении и процент воды в самой картошке. В итоге Крок превратил приготовление знаменитой картошки в науку. Сначала он добился того, чтобы все поставщики поставляли картошку с одинаковым содержанием влаги в диапазоне 77-80%. Затем он придумал технологии высушивания картофеля под огромными вентиляторами. И напоследок, он создал специальный «картофельный компьютер», который с точности до секунд сообщал когда каждая партия картошки готова. Как видите, помешательство на качестве никак не противоречит стратегии понижения цены. Крок удерживал цену на гамбургер в 15 центов на протяжении 19-ти лет.
Proposition simplification — это стратегия создания продукта, который очень прост в использовании и приносит огромное эстетическое удовольствие своим владельцам или пользователям. Для успеха товар или сервис должен быть на порядок лучше, чем что-либо на рынке. Нельзя быть просто лучше. Надо быть настолько лучше, чтобы все заговорили об этом. Такие товары или сервисы зачастую создают новый рынок, могут продаваться с более высокой маржинальностью и приносить сверхприбыль. Самые громкие примеры этой стратегии последнего десятилетия — это Apple и Tesla. Менее известные примеры из мира IT: Spotify и AirBnB.
Обе стратегии позволяют создать взрывной по скорости рост бизнеса. Стратегия proposition simplification сложнее, потому как масштаб не приводит к созданию барьеров для конкурентов и как следствие требует постоянных инноваций и новых продуктов. Поэтому эту стратегию часто называют беговой дорожкой инноваций. Как показывает история, на одном рынке может быть одновременно price simplifier и proposition simlifer. А вот компании, преследующие обе стратегии одновременно, чаще всего обречены на провал.
Мало кто из молодых предпринимателей мечтает построить бизнес, в основе которого лежат низкие цены. Чаще всего глаза молодого предпринимателя зажигаются от идеи сделать что-то новое, классное, уникальное и очень полезное. Однако с ростом компании сохранить и укрепить лидерство может именно стратегия price simplication. Ричард Кох утверждает, что у стратегии упрощения цены практически нет исключений и каждой компании, включая тем, которые начинались и росли за счёт инновационного WOW-продукта, в какой-то момент обязательно стоит задуматься о том, как снизить цены, сделать продукт по-настоящему массовым и создать неприступные барьеры для конкурентов. Лидирующие компании, которые не упрощают с целью оптимизации цены, чаще всего попадают в один из пяти капканов:
- The overhead trap. Компании привыкают к определенной маржинальности и не решаются пожертвовать маржой сегодня ради возможного роста в будущем.
- The cannibalization trap. Компании боятся, что более простая и дешёвая версия их продукта канибализирует продажи текущего продукта. В итоге это всё равно происходит, но более дешёвая и простая версия создаётся и продаётся конкурентом.
- The customer trap. Наиболее весомые и громкие клиенты выступают против другого продукта.
- The complexity trap. Менеджеры по своей природе любят сложные и многофункциональные продукты или просто привыкают к ним, считая их единственным путём достижения прогресса.
- The skills trap. У компании нет сотрудников, способных делать более простые продукты, или она недооценивает возможность найма таковых.